«Полвека фотографирую Мытищи»: фотограф о карьере, искусстве и фотошопе
Сергей Миронов фотографирует Мытищи уже 50 лет. Он работал фотографом на предприятиях города, один из его снимков вошел в сотню лучших фотографий со всего мира, сделанных камерой Fuji. Он рассказал «РИАМО в Мытищах», почему выбрал эту профессию, как складывалась его карьера и что думает о современном фотоискусстве.
Что вы знаете о фотографии? Викторина>>
– Сергей, как вы стали фотографом?
– Я учился в седьмом классе, когда впервые взял в руки фотоаппарат. Мой дядя – офицер, прошел всю войну, умер в 1969 году, и его жена подарила мне фотокамеру ФЭД-2.
Тогда была традиция: на свадьбах и похоронах обязательно фотографировали. В 1971 году умер мой отец, и четырнадцатилетний я снимал похороны – это была моя первая серьезная фотосъемка.
Затем я всерьез увлекся фотографией, продолжал осваивать на любительском уровне.
С третьего курса Калининградского механического техникума меня забрали в армию. Служил в Сибири и в последний год стал фотографом части. Когда вернулся, начал думать, куда бы мне поступить.
Оказалось, фотографию практически нигде не преподавали. Зато Политехнический колледж имени Моссовета готовил начальников фотостудий. Меня были готовы принять с условием, что я досдам семь экзаменов. Семь! Это было очень тяжело, но я справился.
Закончил с отличием, и нам троим из группы как лучшим предложили пойти во ВГИК без экзаменов. Но я отказался: там не преподавали фотографию, а кино для меня – это немножко не то. И до сих пор я остался верен фотографии.
– Как складывалась ваша карьера?
– Пока учился, я работал в ОКБ кабельной промышленности. Получил там шестой разряд фотографа и еще права киномеханика – был пионервожатым и показывал ребятам кино.
Потом ушел на Мытищинский приборостроительный завод – там была большая фотолаборатория, и я стал ее начальником. Благодаря этому, так как МПЗ относился к Министерству приборостроения, я снимал строительство столичного стадиона «Лужники», открытие и закрытие Олимпийских игр 1980 года.
Один человек высокого звания узнал, что у меня диплом с отличием, и предложил мне на выбор три работы фотокорреспондентом: в «Правде», «Известиях» или «Московских новостях». Я дико обрадовался, загорелся, но мои однокурсники рассказали, что все не так радужно: тебя вызывают, ты фотографируешь и отдаешь пленку, ее проявляют и печатают, то есть ты – просто исполнитель. Так что я отказался.
Затем поступило предложение из Всероссийского театрального общества. Пообещали зарплату в два раза больше. Но там не нужно было фотографировать, а только печатать снимки других людей. Я расстроился и тоже отказался.
Честно скажу – нет у меня коммерческой жилки, никогда не ставил деньги во главу угла! Зато сам составлял проявители, разрабатывал, мудрил, экспериментировал, а руководство завода меня всегда поддерживало. Я был настоящим энтузиастом фотографии!
В девяностые ушел во фриланс. Сейчас я уже пенсионер и в последние годы больше снимаю для удовольствия.
Мастер деревянного зодчества в миниатюре о храмах, макетах и музее в Мытищах>>
– Что вам нравится фотографировать?
– Практически все. Называю себя «всеядным» фотографом, хотя по образованию и по духу я портретист. Портреты интересны тем, что люди разные – разная внешность, характеры, эмоции, склад ума. Приходится находить контакт с каждой моделью.
Именно разнообразие и привлекает меня в фотоискусстве. Хоть я и профессионал, но отношу себя к фотолюбителям – от слова «любить». Я люблю фотографировать, живу этим! Я – больной фотографией человек, в хорошем смысле.
Мне больше нравится работать с простыми людьми, а не с профессиональными моделями. Профессионалы прекрасно знают все свои выигрышные ракурсы, позы, выражения лица – и мне это не совсем нравится. Одна и та же мимика, позы – скучно!
Еще мне порой кажется, что фотограф выступает в роли психотерапевта для моделей. Портретист не лезет в душу, но становится сопричастным и может заглянуть гораздо глубже. Доверие рождает созидание: ты не получишь красивый портрет, если не будешь любить свою модель, доверять ей, а она – тебе.
– Расскажите про вашу фотографию Мытищ, которая попала в топ-100 снимков со всего мира, сделанных камерой Fuji.
– Я регулярно фотографирую церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском с 1971 года.
Однажды зимой я снял такой интересный кадр, что сам был в восторге. Когда Северная ТЭЦ в сильные морозы сбрасывает горячую воду, получается много пара, и деревья стоят все в инее – невероятно красиво! Я это заснял – река Сукромка и на заднем плане мой любимый храм. Потом люди говорили мне, что каждый день ходят на работу мимо этого места и не замечали такой красоты. В этом и есть искусство любви фотографа – увидеть и запечатлеть.
Снимок я сделал на камеру Fuji. Фирма устроила международный фотоконкурс, куда прислали около 50 тысяч работ со всего мира. И моя попала в сотню лучших. Она висит в штаб-квартире Fuji в Токио. Я горжусь даже не тем, что это моя фотография, а тем, что это наши Мытищи.
– Какие еще места в Мытищах вы фотографируете?
– Знаковые, чтобы Мытищи были узнаваемы по кадру. Прежде всего, конечно, памятники: Самолет, Три трубы, Ладья, Самовар при въезде в город.
Люблю снимать пейзажи. Раньше снимал Пирогово, Дубраву, Бухту радости, лодочную станцию. А сейчас одни беседки и палатки там стоят, к берегу не подойдешь. Первозданная природа кончилась, везде бизнес.
Еще часто возникают проблемы при съемке в некоторых общественных пространствах – например, в торговых центрах. Охранники могут не пустить или сделать замечание, что фотографирую, даже если документы показываю. Были случаи, что даже задерживали и вели к руководству, хотя, на мой взгляд, я ничего противозаконного не делал – мне просто хотелось интересно снять тот или иной объект нашего города.
Я уже полвека фотографируюМытищи. Почти восемь лет подряд делали районные календари с моими фотографиями городских видов, и это, конечно, очень приятно.
Создательница первого в Мытищах бьюти‑коворкинга: «Все основано на доверии»>>
– Что вы думаете о современных тенденциях в фотоискусстве?
– В мое время фотография была таинством. Потому что нужно было, используя экспонометр, поставить выдержку и диафрагму, выбрать ракурс, а потом самостоятельно проявить пленку. Заходишь в ванную, а там темно, только красный свет. Экспонируешь на фотобумагу, кладешь в проявитель – и вдруг рождается изображение.
Сегодня нет больше таинства: нажал на кнопку и все. Меня раздражают сленговые словечки – «фотик», «фотки», «сфоткай»… Когда у тебя всего 36 или лишь 12 кадров на пленке, то каждый снимок тщательно продумываешь, прежде чем нажать на спуск. А сейчас многие просто идут и бездумно щелкают.
Да, есть различные тенденции, модные веяния. Например, одно время было модно снимать «рыбьим глазом». Ради шутки я тоже снимал на широкоугольный объектив, фотографировал людей на предприятии – получались удачные шаржи. Но по духу я классик и считаю, что приколы не должны становиться ведущими трендами. Хотя никогда не отказывал людям в их творческом видении, лишь бы это было в тему и раскрывало суть задуманного.
Для меня была беда страшная, когда в девяностые годы появились пленочные мыльницы. Я тогда подумал: «Кажется, мы потеряли фотографию». А потом появилась цифра, и я сказал: «Мы потеряли культуру портрета». Сейчас вижу работы коллег и радуюсь, что фотографы тянутся к совершенству, к прекрасному, к вечному… Хорошо, что ошибался 30 лет назад.
Сейчас новая мода – снимать на пленку. Но это уже совсем не то! Моя настольная книга – «От ремесла к искусству» Моисея Наппельбаума. Само название говорит: сперва овладей ремеслом, а потом будешь заниматься искусством. А у нас сейчас часто наоборот: снимают наобум, не особо задумываясь, а некоторые даже не имеют понятия о базовых началах: что такое диафрагма, выдержка, экспозиция, композиция. Частая отговорка: «Я так вижу». Но творческий процесс – это все же саморазвитие!
– Как вы относитесь к фотошопу?
– Некоторые люди утверждают, что должна быть только «чистая» фотография. То есть ничего нельзя менять – как снял, так и есть.
Я считаю, что это глупость. Ведь любой цифровой фотоаппарат при съемке что-то обрабатывает в кадре: автоматически убирает «шум», добавляет резкость, насыщенность. То есть есть определенный цифровой алгоритм, заложенный разработчиками, – получается уже не «чистая» фотография.
«Чистая» – это на пленке: снял и отпечатал по негативу. И даже в этом процессе можно корректировать изображение. Например, я осветлял портреты тем же осветлителем Фармера. Или вставлял пленку в увеличитель и руками делал «маски», ладонями прикрывая определенные места над экспонируемой фотобумагой, – посветлее, потемнее. Это был, можно сказать, аналог сегодняшнего фотошопа.
Еще делал разные приспособления, которые ставил перед объективом: брал старые чулки, прожигал сигаретой дырочки и снимал через них, вазелином мазал стекло, дым пускал – простор для воображения! Зато фотопортреты получались воздушные, с удивительной дымкой и мягкостью.
На мой взгляд, фотошоп полезен, так как можно немного подкорректировать фотографию, творчески ее переработать, переосмыслить. А порой даже просто убрать несовершенства кожи, мешки под глазами. Но проблемы возникают тогда, когда у фотографа нет вкуса и чувства меры.
Что есть грех? Нам мой взгляд, излишество. И это в полной мере относится и к обработке фотографий.
Из флориста в санитарки: «Это была моя самая трудная работа за 20 лет!»>>
– Обязательно ли снимать на профессиональный фотоаппарат?
– Это известное заблуждение. Многие считают так: куплю себе фотоаппарат покруче и подороже и сразу стану фотографом, сразу получатся отличные снимки. Это не так.
Есть люди, которые фотографируют на телефон, и в их работах потрясающие идеи и оригинальное видение. Например, известное и «заезженное» место можно сделать неузнаваемым, посмотреть на него свежим взглядом. Иногда нахожу в соцсетях удивительные кадры и искренне радуюсь – так интересно человек увидел!
Можно научить медведя кататься на мотоцикле в цирке, но выпусти его на дорогу – что будет? Так же и здесь: бездумно щелкать затвором – хорошего мало, да и вызубрить теорию – мало. Надо искренне любить фотографию, интересоваться, изучать, экспериментировать – но главное любить.
Как говорил апостол Павел: «А теперь пребывают сии три: Вера, Надежда и Любовь. Но Любовь из них сильнее!». Только с любовью все у нас получится – в любой сфере жизни.