Человек и власть: чем интересен новый «Гамлет» в театре «ФЭСТ»
В минувший понедельник в театре драмы и комедии «ФЭСТ» городского округа Мытищи состоялась генеральная репетиция спектакля «Гамлет». Режиссером-постановщиком нового спектакля стал худрук театра Игорь Шаповалов, а роль принца датского исполнил актер Павел Конивец. Зрители смогут увидеть новый спектакль 26–29 ноября. В чем особенности и главная идея постановки, читайте в материале «РИАМО в Мытищах».
Худрук «ФЭСТа» о проблемах театра, неслучайных зрителях и воспитании любви>>
Непростой спектакль
В понедельник, 23 ноября, в театре драмы и комедии «ФЭСТ» состоялся прогон спектакля «Гамлет». Прогон – это генеральная репетиция, когда все составные части спектакля собраны воедино и действие идет без остановки. Продолжительность спектакля – три часа с антрактом.
Пьесу, поставленную художественным руководителем театра Игорем Шаповаловым, театр планирует представить широкой публике уже в конце текущей недели. Главную роль в ней исполняет актер Павел Конивец, ставший автором премьерного спектакля «2411 дождей», открывшего в сентябре 34-й сезон театра.
Воплощение на сцене одной из самых известных трагедий английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира – непростая задача.
Существуют тысячи постановок «Гамлета» по всему миру с самыми разными трактовками произведения, и каждый следующий постановщик опирается на опыт предшественников и в чем-то полемизирует с ними. Кроме того, эта пьеса является самой длинной в творчестве английского классика.
«Гамлет», наверное, самое сложное произведение Шекспира по уровню философских, социальных общечеловеческих проблем, которые там поднимаются, по количеству мест действия и продолжительности постановки. Это самая известная пьеса мировой драматургии и поэтому самая ответственная – нужно не повториться, найти что-то свое и при этом понятное зрителю», – рассказывает Игорь Шаповалов.
Спектакль «Гамлет» впервые ставится на сцене театра «ФЭСТ», но это не первая работа театра с пьесами Шекспира. Пять лет назад «ФЭСТ» представил свое видение драмы «Ромео и Джульетта», которая до сих пор представлена в репертуаре.
Пьеса «2411 дождей» в театре «ФЭСТ»: история про души человеческие>>
Человек и власть
В «Гамлете» Игоря Шаповалова содержатся глубокие размышления на тему «человек и власть».
«В постановке мы в первую очередь рассматриваем взаимоотношения человека и власти. Не конкретного правителя, а власти как социального явления, заставляющего человека подчиняться. Ведь общество не может существовать без руководителей, но в то же время власть – это одно из самых больших зол, которые существуют в нашей человеческой природе», – поясняет Шаповалов.
И добавляет, что большинство бед в современном мире происходит именно из-за неспособности противостоять давлению власти.
«Мое глубокое убеждение – каждый день человек должен начинать с борьбы с властью. При этом и сами правители тоже должны бороться со сладким и страшным чувством собственной власти. Для того, чтобы они не пользовались ей как инструментом порабощения, притеснения людей и личной наживы, а относили к власти как к определенному божественному поручению, которое необходимо исполнять», – считает режиссер.
Игорь Шаповалов отмечает, что, когда правители начинают потакать собственному чувству власти, тогда и начинаются главные ошибки в их правлении.
«И наоборот, когда человек способен каждый день бороться со своей властью, то он наиболее эффективен и прогрессивен как руководитель, наибольшую пользу приносит людям. Если человек покоряется, не находит в себе силы сказать власти «нет», не находит в себе мужества поступать по совести, то в этом обществе начинаются самые большие проблемы», – говорит руководитель театра.
Театр «Огниво» в Мытищах: сказка, длящаяся 25 лет>>
Новый взгляд на персонажей
В постановке трагедии ряд персонажей рассматривается под новым углом с учетом заложенного Шекспиром смысла.
«На мой взгляд, Гертруда – это глубоко трагическая фигура, которая далека от любовных страстей и похотей, в чем ее всегда обвиняют. Гамлет является претендентом на трон, нынешний король постарается от него избавиться, и единственная, кто может его защитить, – это королева. И она употребляет все свои женские возможности, чтобы вывести сына за пределы этой страшной борьбы, чтобы он выжил», – считает Шаповалов.
Для создания атмосферы в спектакле, помимо декораций, костюмов и соответствующих атрибутов, применяются визуальные и аудио-эффекты.
Тревожное музыкальное сопровождение усиливает воздействие на зрителя, вовлекает его в события, происходящие на сцене, и побуждает сопереживать героям знаменитой трагедии.
Огромные экраны с проекцией позволяют расширить перспективу восприятия спектакля и углубить сценическое пространство, увеличивая визуальные масштабы постановки и подчеркивая многогранность проблематики произведения.
«Поляризация всех действующих лиц в одну единую структуру – это та сложность, с которой сталкивается любой постановщик «Гамлета», – заключает худрук.
Премьерные показы нового спектакля пройдут в театре «ФЭСТ» 26, 27, 28 и 29 ноября.