Основатель онлайн‑школы про плюсы и возможности дистанционного обучения
Из-за эпидемии коронавируса все учебные заведения России временно перешли на дистанционное обучение. Для многих это оказалось в новинку. Основатель онлайн-школы «Фоксфорд» Алексей Половинкин рассказал «РИАМО в Мытищах», насколько выросла ее востребованность в связи с режимом самоизоляции, какие тренды преобладают в развитии онлайн-образования и сможет ли оно когда-нибудь заменить традиционное обучение.
Как не испортить зрение во время самоизоляции: советы врача>>
– Алексей, давно ли вы работаете в сфере онлайн-образования?
– В образовании я достаточно давно: с 2003 по 2018 год преподавал на кафедре высшей математики в Московском физико-техническом институте. В 2009 году я запустил первые онлайн-курсы для талантливых детей с лучшими преподавателями МФТИ, МГУ, ВШЭ и других вузов. Быстро появились курсы по подготовке к ЕГЭ. Центр назывался 100ege.ru, а в 2014 году он превратился в полноценную онлайн-школу «Фоксфорд».
«Фоксфорд» – это онлайн-школа, где можно учиться в группах на курсах или индивидуально с репетитором. Здесь школьники готовятся к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, а те, кто находится на домашнем обучении, полностью осваивают всю программу онлайн.
Сейчас онлайн-школой занимается другая команда, а я сосредоточился на создании новой компании в рамках TalentTech. Цель нашего проекта – повысить качество среднего образования в России, помочь школам и учителям использовать современные цифровые технологии.
– Насколько выросла востребованность онлайн-школы в связи с эпидемией коронавируса и введением режима обязательной самоизоляции?
– Как только появилась угроза распространения коронавируса, вероятность всеобщего перехода на онлайн-обучение до конца учебного года стала реальной. Тогда команды TalentTech и «Фоксфорда» объединились, чтобы помочь регионам бесплатно перевести образование в дистанционный формат. «Фоксфорд» предоставил свою платформу, а TalentTech занялся работой со школами.
Сервис заранее подготовился к притоку новых пользователей: специалисты рассчитали суточную нагрузку на платформу и нарастили мощности за счет покупки дополнительных серверов.
Несмотря на кратный рост числа пользователей и высокую нагрузку на все подразделения компании, команда перестроилась в максимально короткие сроки. Она дала бесплатный доступ к сервису миллионам школьников и продолжила поддерживать стабильную работу для тех учеников, которые уже учились в «Фоксфорде». Выработанные модели масштабирования впредь помогут нам быстрее прирастать мощностями в критические моменты и обеспечивать доступность сервиса.
Результаты себя оправдали: в первый день массового перехода на дистанционное обучение пользователи испытывали трудности только первые два часа работы. Технические специалисты заметили проблему еще до того, как начали поступать обращения в службу поддержки. Уже с 10 утра первого дня и во все последующие дни пользователи имели стабильный доступ к платформе.
С февраля количество зарегистрированных на платформе школьников выросло более чем на 2 миллиона, а учителей – на 100 тысяч.
Как организовать дистанционное обучение ребенка на самоизоляции>>
– Расскажите об онлайн-образовании в городском округе Мытищи.
– В городском округе Мытищи на платформе зарегистрировалось 49,7 % учителей и 94,5 % школьников, 10 % из них регулярно пользовались платформой.
Самые популярные предметы: математика, русский и английский языки. А вот реже всего в режиме онлайн изучали химию, литературу и обществознание.
За период обязательной самоизоляции в Мытищах появились свои рекордсмены. Например, один школьник выполнил за день 242 задания, а другой за период с 16 марта по 12 мая решил 959 задач.
– Каковы основные плюсы онлайн-образования?
– В отличие от чистого офлайна образование с применением цифровых технологий и использованием персональных устройств дает возможность накапливать данные об учебном процессе. Например, с помощью цифровых инструментов можно понять, какие форматы наиболее эффективны для ребенка, какие предметы для него интересны и приоритетны. С помощью такого «цифрового следа» можно выстраивать индивидуальные образовательные маршруты.
Кроме этого, онлайн-формат зачастую единственно эффективен при работе с талантливыми детьми в удаленных районах или малокомплектных школах.
Все-таки не в каждой из них есть сильные преподаватели по всем предметам, которые, например, могут подготовить школьника к олимпиаде. А с доступом в интернет и наличием компьютера, планшета или даже смартфона ему открывается возможность заниматься с лучшими педагогами, которые входят в жюри всероссийских предметных олимпиад и преподают в главных вузах страны.
Цифровые инструменты могут реагировать на темп освоения предмета и давать возможность при необходимости возвращаться к материалу или корректировать форму подачи. Ребенок учится в собственном темпе по уникальной программе, а учитель становится наставником и помощником для школьника.
Чем заняться дома на самоизоляции: 5 способов провести время с пользой>>
– Как вы считаете, победит ли онлайн-образование традиционное обучение?
– Если бы кто-то поставил такую задачу, способ бы нашелся. Но я не вижу предпосылок для того, чтобы в ближайшее время онлайн полностью вытеснил классическое преподавание, которое подразумевает личное присутствие учителя и ученика.
Для того, чтобы осуществить переход в онлайн, нужно переработать методики преподавания, научить учителей работать в новом формате, протестировать его. Переход на дистанционное обучение из-за эпидемии коронавируса как раз продемонстрировал, что большинство учителей испытывают трудности с проведением уроков онлайн. Детям такой формат тоже оказался в новинку, некоторые из них испытывали сложности.
На мой взгляд, речь стоит вести не о полном переходе в онлайн, а о внедрении цифровых инструментов, которые помогут повысить эффективность и качество образовательного процесса.
– Какие инструменты для онлайн-образования вы сейчас разрабатываете?
– В 2020 году мы бросаем все силы на большую задачу – создание цифровой образовательной среды (ЦОС), которая поможет усовершенствовать учебный процесс в школах за счет внедрения цифровых инструментов.
Понятие ЦОС включает в себя множество инструментов, которые оцифровывают отдельные аспекты работы школы. Это и элементы онлайн-обучения, с которым в этом году из-за эпидемии коронавируса столкнусь все школы, и автоматизация административных процессов.
Одна из задач цифровой среды – помочь учителю, сняв с него рутинные задачи через автоматизацию.
Мы знаем, что педагоги тратят значительное время на проверку тетрадей с домашней работой. С помощью цифровых инструментов можно автоматизировать процесс проверки знаний – например, с помощью интерактивного тренажера. Ученик выполняет задание онлайн, а учитель получает оцифрованные результаты. Система выявит слабые и сильные места школьников и поможет составить для каждого индивидуальный образовательный маршрут. Тогда ученики, которым тяжелее дается предмет, получат задания по силам, а те, кто готов идти вперед, будут выполнять задания повышенной сложности.
ЦОС поможет и в работе с талантливыми детьми. Речь о выявлении таланта и его дальнейшем сопровождении. Такая работа должна быть системной, а не от случая к случаю. Для достижения высоких результатов за прогрессом ученика необходимо постоянно следить, выявлять слабые и сильные места. Это удобно делать в едином цифровом пространстве – например, на образовательной платформе, которая предлагает видеоуроки, индивидуальные или групповые занятия с преподавателем, набор типовых задач и упражнений.
Наши продукты направлены не только на школьников, но и на тех, кто их обучает. Учителя первыми должны учиться новому. В постоянно изменяющемся мире нужно осваивать новые компетенции, потому что в XXI веке школьников нужно учить иначе. Успешному человеку недостаточно уметь читать, писать и делать вычисления – сейчас востребованы навыки критического мышления, коммуникации и поиска творческого решения сложных задач.
Наращивать компетенции педагогов тоже можно с помощью цифровых инструментов, которые функционируют в рамках единой цифровой среды. Они помогут обнаружить дефицит компетенций и предложат решения для его восполнения. Например, если статистика результатов обучающихся выявила, что у одного учителя в нескольких классах по одной из тем результаты ниже, чем по остальным, то есть вероятность, что объяснения учителя слишком сложны или недостаточны. В этом случае ответственное лицо – директор школы или завуч – может предложить ему курс, который поможет повысить компетенции в преподавании этой темы. О том, насколько успешно учитель закончил курс, можно будет судить по результатам учащихся.
– Какие курсы на платформе являются самыми популярными?
– Самые популярные курсы традиционно по математике и физике. Во-первых, потому что так сложилось исторически. Когда весной 2009 года мы запустили пробные бесплатные онлайн-курсы, учащиеся слушали уроки как раз по этим двум предметам. Во-вторых, математика – один из основных предметов в школе, причем не самый простой. Школьники часто занимаются дополнительно, чтобы подтянуть свои знания или подготовиться к конкурсам и олимпиадам.
План по снятию ограничений из‑за коронавируса в России>>
– Расскажите об основных тенденциях развития онлайн-образования.
– Один из главных трендов в онлайн-образовании – индивидуальный подход. Звучит не ново, но именно он задает тон рынку онлайн-образования. Нельзя подходить к каждому ученику одинаково, ведь у всех свои способности и склонности. И онлайн-формат за счет возможности использования цифровых инструментов помогает формировать для учащихся индивидуальные образовательные маршруты.
Второе – акцент на мотивацию. Ее в принципе сложно поддерживать на высоком уровне, это не зависит даже от формата обучения, хотя онлайну все же приходится тяжелее. Один из способов повышения мотивации – разнообразие форматов подачи информации и активное включение ученика в процесс, в том числе с помощью игрофикации. Школьник не просто смотрит запись урока, а реально присутствует на нем онлайн и взаимодействует с преподавателем.