Фермер из Мытищ про хозяйство, сложности и работу во время эпидемии
Крестьянско-фермерское хозяйство «Данс» в деревне Поседкино занимает свыше 150 гектаров земли и насчитывает около 50 дойных коров. Его продукцию покупают более 500 семей. Глава предприятия Дмитрий Валигурский рассказал «РИАМО в Мытищах», с какими трудностями столкнулась ферма во время эпидемии коронавируса и что запланировано до конца 2020 года.
Жители про убытки из‑за коронавируса: «Денег мне хватит дней на двадцать»>>
– Дмитрий Иванович, расскажите про ваше фермерское хозяйство.
– Мы занимается молочным производством в городском округе Мытищи. У нас есть коровы, козы, овцы, а также птица, пчелы. Есть и собственная большая система переработки сырья, есть свои торговые места – магазинчики, где мы реализуем продукцию. На сегодняшний день обслуживаем более 500 семей.
– Вы где-то учились животноводству?
– Здесь надо учиться каждый день. В животноводстве много работы: кормить животных, доить, лечить, а еще убирать, чистить – это большой труд. Также ты должен понимать сельский труд, производство, строительство, обработку земли, разбираться в экономике, уметь работать с техникой, управлять людьми, знать рынок – и все вместе это называется образ жизни. Если что-то из этого не получается, то ничего не получится.
Я также работаю в Российском университете кооперации в Мытищах заведующим кафедрой. Моя научная работа связана с развитием сельских территорий и сельского предпринимательства. Но ведь говорить мало – нужно делать, потому я и начал заниматься крестьянско-фермерским хозяйством. Очень быстро понял, что теория – одно, а практика – совсем другое. И получается, что не всегда то, что пишут в книгах и научных работах, существует в реальной жизни.
Сейчас у меня маленький агропромышленный комплекс. За счет него я как раз и учусь работать. Соединить все это – свое сырье, сельские работы и торговлю – очень тяжело.
Я продолжаю работать заведующим кафедры, учусь каждый день, в том числе и предпринимательству, читаю новые законы, смотрю на банковское дело, земельные отношения, изучаю рынок. Все это знаю не по книжкам, а на практике – как складывается цена, спрос и предложение, какая существует конкуренция, в чем суть государственной помощи, каковы недостатки.
– Расскажите про работу фермерского хозяйства во время эпидемии коронавируса.
– Сейчас мы стараемся выполнять все требования Роспотребнадзора – ходим в масках и перчатках, пользуемся антисептиками, проводим дезинфекцию. Понятно, что есть риск: мы, как и врачи, работаем с людьми, которые могут быть заражены. Да, рискуем, но понимаем, что свежие продукты питания нужны каждый день, так что работаем в штатном режиме – обеспечиваем население продовольственными товарами.
У нас есть все необходимые пропуска – на проезд, проход, передвижение. И это очень хорошо – нас не штрафуют. Мы попали в список предприятий, которым разрешено перевозить товары.
Из-за эпидемии и режима самоизоляции наблюдается снижение спроса, так как резко упала покупательная способность. У людей просто нет денег, они на всем экономят, в том числе на еде.
Самая большая трудность в том, что много говорят о поддержке малого бизнеса, а реальной помощи никто не чувствует. Льготные кредиты, поддержка от банков – это все мифы. Для фермы самое главное – это кредиты, но лично я не припомню ни одного фермера за этот период, который бы получил кредит.
Поэтому живем в таком спартанском режиме, усиленно трудимся и не надеемся, что нам кто-то поможет. Мы считаем, что сегодня нужно помогать в первую очередь тем, кто совсем не работает, тем предприятиям, которые закрыты. А мы хоть немножко двигаемся, стараемся сами зарабатывать.
Жители Мытищ о нарушении дистанции и самоизоляции: «Вы что, бессмертные?!»>>
– Чем выгодно заниматься фермеру, что сегодня приносит прибыль?
– Самое выгодное сейчас – сдача в аренду помещений. А фермерство – это особая отрасль предпринимательства, в которой, если начинаешь заниматься с нуля, то деньги возвращаются через 8-10 лет.
Нужно купить или взять в аренду землю, необходимо проложить дорогу, провести свет, воду, тепло, построить здания, сооружения, потом завести коров и технику купить – это огромное количество денег. Откуда взять их? Опять под 25 % годовых? Получается, ты заранее банкрот. А еще рынок перенасыщен – нет дефицита продовольственных товаров. Начинать заниматься фермерством – это огромный риск.
– Но ведь сейчас люди интересуются фермерством?
– Да, есть много людей – часто молодых горожан, которые готовы заниматься фермерством. Для этого в первую очередь надо любить землю и животных, это главное. Без любви ничего не получится. Также важно иметь цель и идти к ней, при этом не думая о том, когда же, когда заработаешь большие деньги. Фермер всегда занят работой, но при этом он и его семья питаются высококачественными продуктами, которые сами и выращивают. Это бесценно!
Фермерством надо заниматься, но нужны и правильные государственные условия. Сейчас огромное количество земли, которую никто не обрабатывает. Соответственно, она должна быть передана государству, а оно должно перераспределить ее людям, которые хотят заниматься фермерством или сельским предпринимательством. Но у нас другие законы, другие условия.
Но самое главное – это вопрос сбыта продукции. А пока получается, что фермер сам продукцию производит и сам же продает. То есть не работают кооперативы, которые должны покупать у фермеров продукцию и продавать ее людям. Чтобы фермеры хорошо зарабатывали, должны быть госзаказы для поставки продукции в детские сады, школы, больницы. От этого все выиграют.
Медсестра из Мытищ: «Работаю практически 20 часов в сутки»>>
– Каковы основные риски в данной сфере?
– Первое – это сбыт. Куда девать продукцию, как самому выйти на рынок? Второе – кредитование. Где взять выгодные условия по кредитам для развития? Третье – вопрос земли. Ведь если говорить о расширении фермерского хозяйства, то нужна земля. Вот три очень важных и актуальных риска, и они взаимосвязаны.
– Как прошла для фермерского хозяйства зима, какие планы на лето?
– Зима прошла плохо, потому что снега было мало. Конечно, тогда работать легче, но есть риск – многие растения могут подмерзнуть, особенно яблони и груши. Еще ранней весной не хватало воды для посева, но сейчас прошли дожди, и это частично компенсирует недостаток влаги.
На сегодняшний день мы занимаемся организацией кормов для животных. А летом планируем заготовить 300-400 тонн сена — это немаленький объем для фермерского хозяйства. Также планируем подготовить кормовую базу на следующий год.
– А в отпуск собираетесь?
– Отпуск – это смена вида деятельности. У меня часть работы практическая, а часть теоретическая. Работа в университете – это один труд: я читаю лекции, веду занятия. Когда я на фермерском хозяйстве – это другой труд: управление, организация производства, маркетинг, сбыт продукции. Получается, одна работа переходит в другую, другая в третью, а в перерывах отдых. Чтобы поехать на море, полежать на пляже – такого у нас нет.
– Что планируете сделать до конца 2020 года?
– Расширить производство, увеличить надои и открыть еще несколько собственных торговых точек. И за счет этого планируем повысить количество потребителей продукции где-то до тысячи семей.
Шеф‑повар из Мытищ: «Для меня готовка – это уже образ жизни!»>>
– Какими работами вам больше всего нравится заниматься?
– Мне нравится, когда произвел, переработал, продал – и все взаимосвязано, синхронно и работает. А еще у меня пасека есть – пчелами нравится заниматься.
– Есть ли у вас какой-то девиз?
– Прежде всего, я никогда не употребляю фразы и слова: не хочу, не буду, не знаю, наверное, может быть, я занят, я устал. А девиз такой: лучше износиться, чем заржаветь. И еще один: делай свое дело хорошо, а успех обязательно придет!