вт, 19 марта, 11:22
+6°C
В Мытищах
Следи за жизнью в городе

Оркестр волынщиков City Pipes: ирландские традиции и День святого Патрика

© РИАМО в Мытищах, Юлия Алабина

Ирландская музыка, волынка и орган в едином звучании русскому человеку в диковинку. О том, как играть рок на волынке, об участии в Олимпийских играх и традициях празднования Дня святого Патрика, читайте в материале «РИАМО в Мытищах», героями которого стали участники оркестра City Pipes.

День Святого Патрика, который отмечают в пятницу, 17 марта, посвящен небесному покровителю Ирландии и давно приобрел статус всемирного, потому что ирландцев можно встретить почти везде, а где их нет - там этот день просто очень любят.

Оркестр волынщиков City Pipes был создан в 2012 году профессиональными музыкантами, увлеченными шотландской музыкой и поиском новых форм звучания. Как отмечает руководитель коллектива Евгений Лапекин, отличительной чертой творчества City Pipes являются, в том числе, смелые эксперименты со звучанием традиционных инструментов. Музыканты раскрывают колорит и возможности шотландской волынки - самобытного инструмента, обладающего потрясающей мощью и неповторимой притягательной силой.

В составе коллектива жители Подмосковных Фрязина, Королева, Мытищ: Евгений Лапекин (волынщик), Игорь Виноградов (волынщик), Михаил Юдин (маршевый барабанщик), Андрей Миранов (тенор-барабанщик), Иван Ипатов (орган), Дмитрий Года (бас-барабанщик), Денис Тремор (мастер светового шоу).

Худрук ФЭСТа Игорь Шаповалов: про «Подмосковные вечера» и пьесу из Испании>>

© РИАМО в Мытищах, Юлия Алабина

- Расскажите, пожалуйста, как появилось желание всех объединить?

Евгений Лапекин: Пять лет назад мы начали играть традиционную шотландскую музыку, исполнять рок, джаз на волынках, пробовали найти себя не только в традиционной музыке, но и раскрыть потенциал инструмента. При этом не в угоду публике, а для своего интереса: нам было интересно понять, как будут звучать AC/DC, Smokie на волынке. Лет 5-6 назад я первый раз сыграл с органом, с тех пор не покидало желание повторить эти совершенно сумасшедшие ощущения. Вместе с Иваном Ипатовым мы реализовываем такой проект, сейчас отправимся на гастроли в Пермь, Ижевск, Набережные Челны, Уфу.

- Что повлияло на Ваш выбор именно этого духового инструмента?

Евгений Лапекин: Еще во время учебы в училище им. Гнесиных я случайно попал на концерт ирландской музыки. При этом сначала появилось не увлечение шотландской культурой, музыкой, а интерес к самому инструменту. В начале концерта я услышал звук волынки не со сцены, как мы все привыкли, он раздавался откуда-то далеко за пределами зала. Он приближался все ближе и ближе, и вот уже в дверях появился гордый волынщик. Не было никакого микрофона, только мощь чистого звука, неподдельная энергетика инструмента. Это сильно отпечаталось в моем сознании. Так появилось стойкое убеждение, что я хочу узнать этот инструмент более подробно. Научившись играть на волынке, я ездил автостопом по городам, играл в Москве на улице, это было классно. Этим же приемом появления в зале теперь на своих концертах пользуемся и мы.

- Волынка - достаточно необычный инструмент, встретить людей, играющих на нем, большая редкость.

Игорь Виноградов: Да, это именно так. Шотландская волынка требует большой физической выносливости. Как на гитаре: покажи мне два аккорда, сейчас сыграю - здесь не подойдет. 10 лет прошло, и только сейчас у меня появилось ощущение инструмента, я могу не бороться с ним, а исполнять. Только сейчас мне стало немного легче. Это физика организма, мы не совсем устроены для игры на волынке.

Мальчик из рекламы Никита Панов: «Когда на тебя направлено столько камер, можно и растеряться»>>

© РИАМО в Мытищах, Юлия Алабина

- Как удается так виртуозно владеть инструментом?

Игорь Виноградов: Волынка состоит из ряда ключевых деталей. Основной тон инструмента держат дроны - трубки, которые, настроены в октаву - два в унисон и один на октаву вниз. Си-бемоль тональность шотландской волынки. Есть отдельная трубка, через которую вдыхается воздух. Все они соединены мешком, резервуаром, который служит для того, чтобы трубки звучали одновременно. При этом не используется перманентное дыхание (когда, к примеру, духовики на трубах раздувают щеки или в хоре певцы делают длинный и большой вдох). Эту функцию выполняет мешок, что немного упрощает задачу. В инструменте нет резонатора, звучащей камеры, это все звучит трость, громкость инструмента доходит до 106 дБ, что получается за счет силы давления воздуха. Проходя сквозь лепестки трубки, они сжимаются и начинают звучать. Есть чантеровые трости - мелодические дудки, на которых играются ноты. Такому музыкальному инструменту, как волынка, более тысячи лет и совершенствуются в ней только материалы изготовления трости, мешка. Раньше его делали из шкуры барана мехом внутрь.

- С чего начался этот воинствующий симбиоз волынки и маршевых барабанов?

Евгений Лапекин: Шотландия исторически была поделена на две части - Лоуленд (равнину) и Хайленд (горы). В последних была клановая система, и волынщик сочинял всевозможные композиции на праздники, в честь побед. В равнинной части волынщики порой проходили по всему городу, давали сигнал к пробуждению.

Культура Шотландии в 1745 году была разрушена при восстании якобитов. Англичане запретили играть на волынках, носить шотландскую клетку и прочее. В то время была цель искоренить национальную культуру. И песни стали передавать из уст в уста, их не могли играть на волынке и просто напевали. Спустя время, в Шотландии, которая вошла в состав Великобритании, волынка стала военным инструментом. Волынщик шел впереди войска. На парадах музыку дополняли маршевые барабаны.

Игорь Виноградов: Шотландские песни бравурные, героические. Шотландские отряды волынщиков и барабанщиков не зря были ведущими, они вели войска вперед, устрашая врага. Барабаны волынщика структурируют, ставят в более ровные ритмические рамки. Наши культуры схожи. Шотландская волынка подразумевает патетику, простор в горах. На Руси были волынки, но они звучали несколько тише. К примеру, жалейки, они более гибкие, но по громкости не уступают, более насыщенный тембр, отображающий тонкости русской души.

Мы участвовали в первом фестивале «Спасская башня» на Красной площади, когда приехало 300 барабанщиков и волынщиков. Зрелище действительно завораживает. Все они поднимались к центру с самой набережной и поразили своей мощью. Конечно, две волынки не звучат в два раза громче, но их звук становится плотным настолько, что можно потрогать.

«Учитель года Подмосковья» Нина Данилина: «Для меня это не работа, а жизнь»>>

© РИАМО в Мытищах, Юлия Алабина

- Кроме классических ирландских и шотландских маршей вы исполняете и современную музыку?

Евгений Лапекин: С колоритом волынки мы разрываем существующий шаблон и играем рок-музыку. Да, зрители по-разному реагируют на знакомые мелодии. В целом, наша аудитория очень разная, каждый находит что-то близкое именно ему. На концертах у нас звучат шотландские барабаны, ирландская волынка, флейта, рояль, орган. Мы стараемся строить программу так, чтобы люди полностью погружались в этот мир, одна композиция перетекала в другую. Люди же в это время путешествовали сначала в храброй, непоколебимой, в свое время - дикой, Шотландии, затем посещали Ирландию и слушали мелодичность флейты и волынки, ну, а далее, к примеру, - в Нью Йорк, где звучит Summertime Джорджа Гершвина.

У нас был опыт трансформации шотландских танцев и брейкданса, это стало основой нашего флешмоба, который мы провели в московском метро. В европейских странах ролик набрал более 2,5 миллиона просмотров. Мы участвовали в Олимпийких и Паралимпийских играх в Сочи, провели там два месяца, играли на открытии соревнований по керлингу. Не раз выступали на приемах в резиденции посла Великобритании. Получается, что наше исполнение признали и носители культуры, что стало для нас определенной ступенькой. При этом нас просят сыграть какие-либо эксперименты, им интересно послушать британский рок на волынках, Beatles. Шотландская традиционная музыка интересна тем, кто максимально погружен в нее.

«Народный участковый» Дмитрий Зюмкин: «Самое главное – общение с людьми»>>

© РИАМО в Мытищах, Юлия Алабина

- Какое значение для вас имеет такой праздник, как День святого Патрика?

Евгений Лапекин: Этот праздник, международный фестиваль ирландской культуры, хорош тем, что люди просто собираются вместе, веселятся. Мне совсем не кажется, что нужно в связи с этим изучать историю, погружаться в дебри традиций. Праздник объединяет весь мир и не является религиозным, имеет светское наполнение. Человек не должен что-либо делать, чтобы отмечать его. День святого Патрика объединяет разные культуры, дает возможность просто порадоваться. Мы проводим этот день очень давно и видим тех людей, которые приходят: они просто веселятся, слушают ирландскую, шотландскую музыку, вместе с тем могут даже не различать их, путать названия и понятия.

contenteditable="false"> 

- Совсем недавно, в конце февраля, коллектив отметил пятилетие. Какие у вас планы, есть куда двигаться вперед?

Евгений Лапекин: Это такой возраст, когда ты только начинаешь осознанно открывать мир, видеть какие-либо краски, это самое начало пути с необычными идеями.

В сам День святого Патрика, 17 марта, мы даем концерт в органном зале в Набережных Челнах, 18 - примем участие в традиционном параде в Сокольниках, вечером выступим в «Известия Hall», где пройдет 5-6-и часовой фестиваль с участием ирландских команд. Это будет здорово.

Я бы хотел сказать всем: в День святого Патрика веселитесь, радуйтесь друг другу, цените настоящий момент, постарайтесь хоть на один день забыть обо всех делах и заботах.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Другие СМИ