вт, 23 мая, 06:23
+15°C
В Мытищах
Следи за жизнью в городе

«Мострансавто»: 8 млн пассажиров за год перестали ездить «зайцами»

«Мострансавто» не только ежегодно обновляет автобусный парк Московской области, но и тестирует всевозможные нововведения для удобства пассажиров и эффективности оплаты проезда. Вслед за введением карты «Стрелка» планируется установка валидаторов. Когда в автобусах могут появиться турникеты, какой эффект дает ЕТК «Стрелка» и сервис «Стикер ПДД», ждать ли пассажирам бесплатного Wi-Fi, и почему в регионе не прижились электробусы, в интервью РИАМО рассказал генеральный директор ГУП «Мострансавто» Александр Зайцев.

– Александр Юрьевич, для начала самый актуальный вопрос – внедрение турникетной системы в автобусах Подмосковья. Расскажите, пожалуйста, о планах и сроках.

– Мы рассматриваем несколько сценариев прохождения в транспортное средство – через турникет, без турникета и систему с кондуктором. Сегодня мы экспериментируем на городских маршрутах, где используется однотарифное меню, и введение системы стационарных валидаторов максимально простое. Такие эксперименты проходят в Химках, Одинцове и Орехово-Зуеве. На этих маршрутах работают кондукторы не для проверки, а для того, чтобы разъяснять пассажирам, как пользоваться валидатором.

- Какие шансы у турникетной системы в автобусах Подмосковья?

– Думаю, что у этой системы в Подмосковье большие перспективы.

В рамках теста мы оцениваем и комфорт пассажиров при прохождении в салон, и уровень выручки от оплаты проезда, потому что порой дисциплина водителей и пассажиров без контроля оставляет желать лучшего. В течение следующего года в рамках инвестиционного договора УЭК с «Мострансавто» турникетами планируется оснастить более 1 тысячи автобусов примерно на 500 маршрутах.

©  Александр Дрожжин

– Как будет производиться оплата через стационарный валидатор, на входе или выходе?

– На городских маршрутах принцип будет такой же, как в Москве – пассажир прикладывает билет на входе и выходит там, где ему удобно. А на зональных маршрутах ему необходимо будет приложить билет на входе, а потом еще и на выходе, это позволит определить протяженность маршрута для корректного списывания денежных средств. Если же пассажир не приложит билет на выходе, с него спишется максимальная стоимость проезда.

– Планируется ли расширить список городов для тестирования?

– По итогам тестовой эксплуатации будет определено, где логично расширять такую систему.

– С 2015 года в регионе действует «Стрелка». Насколько активно пассажиры пользуются картой?

– Всего пассажиры «Мострансавто» совершают в день порядка 1,5 миллионов поездок, при этом четверть пассажиров пользуются картой «Стрелка». Приобрели карту «Стрелка» порядка 1,5 миллионов человек, из них около 800 тысяч пользуются картой регулярно. На сегодня доля поездок по ЕТК «Стрелка» на маршрутах с регулируемым тарифом составляет около 60%, а в отдельных городах, например, в Видном и Коломне, она уже превысила 70%. Да, карта нужна не всем жителям региона, но мы стремимся к полному замещению наличной выручки электронным денежным оборотом.

– Насколько выгоден для «Мострансавто» переход на безналичную оплату проезда?

– Выгода очевидна – отсутствует необходимость инкассировать большое количество денег. Мы не искушаем водителя и кондуктора тем, что у него в руках появляется наличный расчет. Также мы получили прирост пассажиропотока. За 2016 год мы перевезли на 8 миллионов пассажиров больше, чем в 2015. Но это не значит, что пассажиров стало больше – это эффект от усиления работы контроля и внедрения безналичной оплаты.

©  Сайт Единая транспортная карта Московской области

– Некоторое время назад карта «Стрелка» была выпущена в виде брелока. Насколько актуальным оказалось это нововведение?

– Первые брелоки быстро раскупили, причем по большей части это были коллекционеры. Я думаю, что компания «УЭК» будет продвигать различные формы носителей, это и брелоки, и карта, и двойная карта «Стрелка» – «Тройка», возможно, и другие формы появятся в скором времени.

– А как идет программа замены обычных автобусов низкопольными в Подмосковье?

– Всего в течение последних трех лет по программе губернатора было закуплено более 1,5 тысяч единиц подвижного состава. В год мы закупали порядка 500 машин. В этом году мы уже получили 378 новых автобусов среднего класса с низким полом ЛиАЗ 429260, еще 133 машины поступит до конца года. Благодаря этой программе количество подвижного состава не старше 5 лет составляет на предприятии 43%. Автобусы ЛиАЗ 429260 оборудованы по всем требованиям безопасности и комфорта для маломобильных граждан. Также в салоне есть специальное место для проезда маломобильных пассажиров.

– Продолжая тему доступной среды, какие условия созданы на вокзалах для инвалидов?

– «Мострансавто» эксплуатирует в 42 населенных пунктах 19 автовокзалов и 25 автостанций. Порядка 80% этих пунктов оборудованы приспособлениями для маломобильных групп граждан, некоторые вокзалы в них не нуждаются, потому что расположены на первом этаже. Тем не менее, мы стараемся актуализировать все требования к транспортной инфраструктуре от маломобильных групп граждан. Из последнего, что сделано – это тактильная разметка в тех местах, где ее не было.

– В каких городах Подмосковья автобусный парк наиболее изношен, и где планируется заменить наибольшее количество техники?

– В 2015 и начале 2016 гг. мы уделяли наибольшее внимание территориям с самым большим пассажиропотоком – это близлежащие к Москве зоны. В первую очередь обновление подвижного состава производится в филиалах в ближнем Подмосковье (до 30 км от Москвы) и в крупных городах области, таких как Подольск, Химки, Одинцово, Балашиха, Ивантеевка и других. Порядка половины подвижного состава «Мострансавто» работает на этой территории. Мы достаточно серьезно обновили там технику, чтобы обеспечить бесперебойную работу транспорта.

Дальнейшее распределение новых автобусов предусмотрено по всем филиалам предприятия. В первую очередь, мы рассматриваем поставку автобусов в Орехово-Зуево, Чехов, Дмитров. При этом старые автобусы отправляем в сервисный центр, ремонтируем и распределяем между другими филиалами. Автобусы малого класса предназначены для дальних территорий, где низкий пассажиропоток. Это позволяет сократить расходы предприятия.

– А куда буду перемещаться старые автобусы после их замены?

– Туда, где они необходимы. Учитывая, что средний возраст подвижного состава «Мострансавто» – 7 - 8 лет, и половина подвижного состава за последние три года была обновлена, многие автобусы подлежат списанию. Мы уже не будем их восстанавливать.

© РИАМО в Подольске, Александр Кожохин

– Готова ли программа закупки автобусов на 2017 год?

– Мы подготовили предложение, направили его в правительство Московской области. Надеемся, что его одобрят. При этом программа идет сразу на пять лет – с 2017-го по 2021-й, объемы закупки по ней примерно такие же, как и в предыдущие годы – около 500 единиц техники в год. Мы будем заменять автобусы там, где это необходимо. В планах предприятия сделать так, чтобы возраст всех автобусов в нашем парке не превышал 5 лет.

– В регионе уже есть автобусы на сжиженном газе. Планируется ли увеличивать их число?

– В рамках государственной стратегии по расширению применения компримированного природного газа в качестве моторного топлива было получено 29 таких автобусов. Все они эксплуатируются в Химках. Ввиду ряда ограничений их эксплуатации, они сконцентрированы в одном филиале. К сожалению, они не имеют системы кондиционирования, также есть ограничения по их хранению и сервисному обслуживанию. Тем не менее, мы планируем поддерживать стратегию и выполнять показатели правительства. 

– И все же, есть ли плюсы использования таких автобусов?

– Разумеется. Например, экономия на топливе составляет порядка 8 миллионов рублей в год. Но стоит учитывать и основные трудности: необходимость постройки в филиалах дополнительной инфраструктуры, затраты на техобслуживание, небольшое количество газовых заправочных станций на территории Московской области. Например, расстояние от Автоколонны № 1788 в Химках до ближайшей заправки – 11 километров. Но в целом автобусы зарекомендовали себя хорошо, процент поломок низкий.

– Недавно в Москве был представлен новый вид транспорта – электробус. Планируете использовать его в Подмосковье?

– Стоит отметить, что сначала электробус КАМАЗ эксплуатировался «Мострансавто» на городском маршруте №818 «Славянский бульвар – Сколково» и только потом был передан в Москву. Согласно результатам тестирования, смысл в его использовании есть. Электробус не требует топлива, целого ряда жидкостей, его эксплуатация должна дать серьезный эффект для экономики предприятия. Но это пока тестовая разработка: автобус не имеет ни кондиционирования, ни отопления, ведь дополнительное оборудование требует электроэнергии, все это сокращает дальность хода. Мы его эксплуатировали месяц, он неплохо себя показал, но такого срока мало, чтобы дать ответ, насколько он полезен. В декабре 2016 года к нам для опытной эксплуатации поступит модернизированная модель электробуса КАМАЗ. Его тестирование продлится не менее полугода, что позволит нам получить более полную картину. 

©  сайт министерства транспорта Московской области

– В Москве уже практически весь общественный транспорт оснащен бесплатным Wi-Fi. Стоит ли ждать жителям Подмосковья такой услуги?

– На данный момент проект находится в стадии обсуждения. Основная причина – это неоднородное покрытие сотовой сетью территории Московской области: возникают перебои со связью на больших расстояниях, а скорость подключения недостаточно большая, чтобы обеспечить качественный продукт.

– Александр Юрьевич, не за горами крупные спортивные события - Кубок конфедераций 2017 года и ЧМ по футболу 2018. Как будет задействован «Мострансавто» в их организации?

– Предприятие уже заявило о своем участии в проведении Чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 году в части перевозки посетителей и клиентских групп к спортивным объектам. Транспортное обслуживание планируется производить автобусами большого класса пригородного и междугородного исполнения. Детальный проект по обслуживанию ЧМ представлен в Министерство транспорта Московской области. Вопрос находится в стадии согласования. Мы уверены в наших водителях и транспортных средствах и думаем, что успешно справимся с этой задачей.                

– Будут ли к водителям особые требования при работе на ЧМ-2018? Возможно, нужно пройти тест на знание английского?

– Требования будут те же, что и на Олимпиаде в Сочи. Тогда знание английского языка для водителей не было обязательным, думаю, что и на этот раз в этом нет необходимости. Главным в данном случае является квалификация водителей, их опыт. Наши водители хорошо проявили себя на Олимпиаде, уверен, что они справятся и с работой на Чемпионате.

– Расскажите, как в регионе идет программа по реконструкции автовокзалов?

– В конце 2014 года нами был заключен договор с консалтинговой фирмой на создание «Концепции развития автовокзалов и автостанций ГУП МО «Мострансавто». Проект затрагивает 10 автовокзалов и 8 автостанций в городах Павловский Посад, Подольск, Руза, Пушкино, Клин, Орехово-Зуево, Бронницы. На данный момент проект находится на согласовании в правительстве Московской области.

– Насколько эффективно работает проект «Стикер ПДД» на автобусах? Сколько обращений получило «Мострансавто» от автолюбителей и пассажиров?

– Для участников дорожного движения в ноябре прошлого года был запущен сервис «Стикер ПДД». С его помощью граждане могут сообщить о нарушениях дисциплины водителями «Мострансавто». Для этого нужно сделать фотографию, на которой будет запечатлено нарушение и номер автобуса, допустившего его, и отправить сообщение на электронную почту OK@gupmta.ru. С момента запуска сервиса до середины ноября в рамках акции «Стикер ПДД» мы получили более 2,5 тысяч обращений. Наиболее частые нарушения среди них – езда по обочине, нарушение правила рядности. Мы понимаем, что подобные нарушения вызваны чаще всего заторами на дорогах, но, несмотря на это, каждый случай тщательно проверяется, проводится служебное расследование, после чего к нарушителям применяются меры пресечения: от инструктажей до увольнения.

– А из каких муниципалитетов Подмосковья жалобы поступают чаще всего?

– Наиболее активные граждане у нас в Солнечногорске, Ногинске, Видном и Химках.

- «Мострансавто» приняло целый комплекс мер по улучшению обслуживания. Результаты уже есть?

– Все наши сервисы разделяются в зависимости от места нахождения граждан, пользующихся ими. Для участников дорожного движения в ноябре прошлого года был запущен сервис «Стикер ПДД». Для пассажиров автобусов существует сервис «Активный пассажир», который появился в августе 2015 года. С его помощью граждане могут оценить работу конкретного автобуса по нескольким критериям, отправив SMS на номер 3443. Всего за время работы сервиса в «Мострансавто» поступило около 6 тысяч сообщений, большая часть из которых – свыше 3 тысяч – положительные. В среднем от пассажиров поступает по 15-17 сообщений ежедневно. В сентябре 2016 года лучшую оценку «5» у пользователей сервиса «Активный пассажир» получили Королевский, Шатурский и Серпуховской филиалы «Мострансавто».

При внедрении сервис «Активный пассажир» пользовался большой популярностью, поскольку был единственным каналом связи для пассажиров, но с введением в работу единой линии (8-800-700-31-13) сообщений стало меньше. Мы объединили каналы приема обращений всех филиалов в одном номере, по которому пассажиры могут в любое время позвонить, чтобы сообщить о проблеме или выразить благодарность. По сравнению с началом года сейчас наблюдается положительная динамика. Пассажиры чаще стали оставлять положительные отзывы. 

Для пассажиров, которые находятся вне автобуса, существует сайт «Мострансавто», на котором можно посмотреть расписание, построить маршрут по нашей навигационной системе, а также оставить обращение через личный кабинет. Кстати, срок их рассмотрения сократился с 30 дней до 8-ми. В сентябре этого года была внедрена система продажи электронных билетов через сервис «ОднаКасса» (www.odnakassa.ru). С ее помощью пассажиры могут приобрести билеты на пригородные и междугородние рейсы регулярных маршрутов «Мострансавто», не выходя из дома.

Еще один сервис для пассажиров – страницы предприятия в социальных сетях Instagram, «ВКонтакте», Facebook, Twitter, там можно узнать не только новости компании, но и поучаствовать в конкурсах и опросах.  

– Меньше ли стало сбоев в движении автобусов в Подмосковье?

– Работа по увеличению регулярности движения продолжается и находится под постоянным контролем «Мострансавто». В результате принятых мер с начала года количество рейсов, не выполненных по эксплуатационной причине, сократилось в 1,8 раза, по причине дорожных заторов – в 1,4 раза. 

Все ли маршруты «Мострансавто» включены в сервис «Яндекс. Транспорт»?

– Для удобства пассажиров в августе этого года «Мострансавто» совместно со специалистами «Яндекса» оптимизировало качество данных, передаваемых предприятием в сервис. Пользователи приложения «Яндекс. Транспорт» могут видеть абсолютно все автобусы «Мострансавто», следующие по маршрутам, узнать время их прибытия к остановочным пунктам, что позволяет жителям Подмосковья избежать долгого ожидания транспорта и точнее спланировать свои поездки.

Антон Шамарин

Актуальное

Другие СМИ