вт, 19 марта, 10:40
+6°C
В Мытищах
Следи за жизнью в городе

«Руками трогать можно»: японский художник Юкио Кондо о выставке в Мытищах

© РИАМО в Мытищах, Юлия Алабина

Выставка японского художника Юкио Кондо «Искусство для всех» проходит в Мытищинской картинной галерее. Уникальность экспозиции в том, что все работы, выполненные в технике «нихонга», можно не только смотреть, но и прикасаться к ним. Во время открытия все желающие смогли пообщаться с художником и задать вопросы. Корреспондент «РИАМО в Мытищах» обобщила ответы мастера.

Худрук ФЭСТа Игорь Шаповалов: про «Подмосковные вечера» и пьесу из Испании>>

Про беженцев

© РИАМО в Мытищах, Юлия Алабина

Эта работа была написана в 1975 году в течение года, когда я путешествовал. На ней изображены люди из Индии, из города Калькутта. В то время около 12 тысяч человек страдали там от различных бедствий. Это была практически гуманитарная катастрофа: без воды, без еды, без медицинской помощи, даже гуманитарная помощь ООН, которую сейчас мы видим в больших размерах, тогда еще не была такой развитой. Эти люди во многом нуждались. Я делал большое количество зарисовок и в результате создал три картины, которые стали впоследствии моей дипломной работой.

В 2015 году, когда я готовился к поездке в Европу, пересматривал свои работы и вспомнил про нее. В Европе я много слышал о проблемах беженцев, и мне пришла мысль: в мире, в котором сейчас около 60 миллионов человек терпят страшные лишения, можем ли мы, художники, позволять себе рисовать только красивые картинки для интерьера? Сейчас на выставке я поднимаю две темы. Одна из них – проблема беженцев. Хочу, чтобы люди задумались над тем, как изменить мир к лучшему, как избежать войны и международных конфликтов. Вторая тема – природа и то, как мы влияем на нее, какие глобальные изменения климата происходят на Земле. Я представляю себе, что все эти работы – наше с вами зеркало, в котором отражаемся мы, и представляется разбитое сердце действительности.

«Учитель года Подмосковья» Нина Данилина: «Для меня это не работа, а жизнь»>>

Про картину без конца

© РИАМО в Мытищах, Юлия Алабина

Это главная тема проекта – картина «Поиск истины», или «Экспедиция к истине». Она не имеет конца. До тех пор, пока я живу, я буду ее писать. В ней воедино собраны различные эстетические концепции, свойственные японской живописи «нихонга». Ее можно трогать, слышать, ощущать аромат. «Поиск истины» заставляет работать пять органов чувств. В этом произведении есть много вещей, которые доступны не только глазу, но и могут ощущаться другими органами чувств. Я планирую ее продолжать, а значит, еще есть вера и надежда на светлое будущее.

Кубок «Арены Мытищи» по танцам: восточные номера и этнические наряды>>

Про живопись «нихонга»

© РИАМО в Мытищах, Юлия Алабина

Сложно в двух словах объяснить, что такое современная «нихонга» - японская живопись. Даже самим японцам очень сложно объяснить различие между древней и традиционной живописью. Последняя берет свое начало из прошлого, продолжается в настоящем и устремлена в будущее. Картины выполнены из экологичных материалов – минеральных красок, клей – животные коллагеновые жиры.

Краски для «нихонга» изготавливаются из натуральных материалов. Ива-эногу (минеральные краски) получают из перетертых в порошок камней, таких как ультрамарин, ляпис-лазурь и другие. Для создания картин используется также черная тушь, сусальное золото и серебро, тончайшая платиновая и алюминиевая фольга. В зависимости от степени измельчения, из одного минерала получают 16 оттенков цвета. Размер частиц создает не только особый оттенок, но и влияет на шероховатость, преломление света, химические реакции компонентов. Японская бумага – ващи – изготавливается вручную из переплетенных длинных волокон растений. Кисть мастер делает себе сам, вручную подбирая волосок к волоску.

Я всегда говорю о трех самых главных вещах. Первое – красота пустого пространства, незаполненного ничем. Это дает возможность развиться воображению и представить мир, который существует за рамками картины. Второй важный элемент – красота времени. Европейская живопись останавливает мгновение, секунду и рисует ее. Японская живопись рисует весну вместе с весной, луну вместе с луной, следуя за ней. Мы представляем то, как бы мог написать картину человек, которого уже нет с нами. Это ощущение красоты вещей, которые уже состарились. И третий аспект – красота внезапного, неожиданного. Это умение видеть, выявлять красоту вне своих технических навыков, то, что происходит внезапно, неожиданно, и ты постигаешь эту красоту естественным образом. Картина «Поиск истины» включает в себя все три понятия эстетики японской живописи.

Как бороться с осенней депрессией>>

Про мастер-классы

© РИАМО в Мытищах, Юлия Алабина

Я хотел бы сделать мастер-класс для детей, которые имеют ограниченные возможности по зрению. Вместе мы попробуем создать своими руками картину в стиле японской живописи «нихонга». Это будет первый подобный проект в мире. Может быть, благодаря моей работе появятся художники, которые не видят, но создают картины. Сам проект необыкновенно сложный, это трудная, большая работа.

Про «уроки добра и мира»

© РИАМО в Мытищах, Юлия Алабина

Я думаю, что обязательно будут проекты, основанные на впечатлениях от России. Я говорил в интервью о так называемых «уроках добра и мира», которые я даю в японских школах для детей младшего школьного возраста. Совсем маленькая девочка как-то спросила меня: а что будет дальше, когда закончится война? Я был поставлен в тупик, потому, что мои работы, к сожалению, не смогут остановить бедствия. Люди, которые смотрят на мои картины, даже объединив все силы, не смогут остановить войну.

Но я надеюсь, что это хотя бы один этап на пути к перемирию. То, что нам действительно очень важно сделать – сохранить природу на нашей Земле. Я считаю, что все люди должны тратить свои усилия и свободное время, духовные силы, сбережения не на разрушительные войны, а на созидание и возрождение зеленых насаждений. Поэтому изобразительное искусство, в первую очередь, должно быть вовлечено в этот проект.

Про Подмосковье

© РИАМО в Мытищах, Юлия Алабина

Я родился в городе Ниигата где было очень много снега. Когда я прохожу по улицам Мытищ, я вспоминаю свое детство, то, как я гулял по улицам своего родного города. У себя дома в Токио, где я сейчас живу, недавно посадил темный тополь, который напоминает мне о родине и одновременно о Москве, Мытищах, России. Я хочу поехать в маленькую русскую деревню, надеюсь, у меня все получится.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Другие СМИ