Тесла

#
  • Год
    2020
  • Страна
    США
  • Жанр
    драма, биография, исторический
  • Оскар
    Нет
  • Премьера
    27 августа 2020
  • Режиссер(ы)
    Майкл Алмерейда
  • Актеры
    Итан Хоук, Кайл МакЛоклен, Ив Хьюсон, Ханна Гросс, Джош Хэмилтон
  • Возраст
    12+
  • Время
    96 мин. / 01:36

Его изобретениями пользуются все каждый день, даже не подозревая, что в их основе лежат его гениальные провидческие идеи. Никола Тесла. Невероятная жизнь, полная озарений, побед и разочарований. Захватывающая история человека, который изобрел ХХ век.

Трейлер

Факты о фильме

 

Сценарий является переработкой написанного режиссером Майклом Алмерейдой в 1983 году сценария, который создавался для польского режиссера Ежи Сколимовского, но так и не был использован в своем оригинальном виде.

Трейлер фильма был выпущен в день 164-летия изобретателя Николы Теслы — 10 июля 2020 года.

По словам Майкла Алмерейды, при создании «Теслы» он вдохновлялся работами режиссера Дерека Джармена, писателя Генри Джеймса, а также рядом эпизодов сериала «Пьяные истории».

Режиссер Майкл Алмерейда рассказывал, что его увлечение фигурой Николы Теслы началось в 16 лет благодаря художнику комиксов Алексу То (Alex Toth), к которому он частенько приходил домой и слушал его размышления о Тесле.

Многие режиссеры планировали создать свои трибьюты Николе Тесле. Например, Дэвид Линч, Джим Джармуш (с Тильдой Суинтон в роли Теслы) и Душан Макавеев.

Майкл Алмерейда начал работать над сценарием, когда наткнулся на некролог Николы Теслы в архивном номере The New York Times, под который было отведено совсем немного места на всего лишь девятнадцатой полосе.

Перед началом съемок режиссер Майкл Алмерейда прочитал книгу Марка Сейфера The Truth About Tesla, чтобы разобраться в жизни и изобретениях Теслы.

Кайл МакЛоклен, Джим Гэффиган, Джош Хэмилтон и Джеймс Урбаняк появлялись в сериале «Секс в большом городе».

 

Рил ток: нестандартная биография гениального изобретателя.

Первые эпизоды «Теслы» неожиданно воскрешают в памяти один из ранних фильмов независимого американского режиссера Майкла Алмерейды. В 2000 году он выпустил осовремененную версию «Гамлета», в которой принц датский в исполнении Итана Хоука становился наследником крупной корпорации. Коварного убийцу и нового главу фирмы Клавдия играл Кайл МакЛоклен. Вместо театрального спектакля, который принц показывает матери и дяде у Шекспира, Гамлет Хоука сажал их в кинозал и заставлял смотреть видеоарт. 

Тесла

Прошло 20 лет, и Алмерейда снова делает актеров непримиримыми врагами и соперниками. Хоук играет Теслу, МакЛоклен – Эдисона; первый верит в эффективность переменного тока, второй отдает предпочтение постоянному. Эдисон берет Теслу на работу, но совсем не ценит его и не желает ничего слышать о его исследованиях. Обиженному европейцу остается только уволиться и начать собственный поиск инвесторов, главным из которых на несколько лет станет Джон Пирпонт Морган, банкир, поверивший в возможность беспроводной передачи электроэнергии. 

Стоит сразу предупредить: это не костюмная драма и не классическая биография. Меньше всего «Тесла» похож на недавно выходившую «Войну токов», где статные мужчины в красивых сюртуках пытались перещеголять друг друга в уме и харизме. Фильм Алмерейды демонстративно фрагментарен и наполнен фантазиями и анахронизмами. Повествование ведет влюбленная в главного героя красавица Энн Морган (Ив Хьюсон, дочь Боно и звезда сериала «Больница Никербокер»). Комментарии к происходящему в кадре она делает сидя за ноутбуком. В какой-то момент, например, Энн сообщает зрителям, сколько ссылок выдает Гугл по запросам «Эдисон» и «Тесла». 

Тесла

В то же время основные этапы самого плодотворного периода в жизни изобретателя перечислены без исторических неточностей. Отдельное внимание Алмерейда уделяет отношениям героя с американскими предпринимателями. Иммигрант Тесла хочет обогатить своими идеями мир, его инвесторы – самих себя. Это трагическое, болезненное расхождение, но выбора у ученого нет: Соединенные Штаты в конце XIX века – единственная страна, готовая тратить огромные деньги на научные эксперименты без гарантии результата. 

Над сценарием «Теслы» Алмерейда работал много лет, картину он задумал снять еще в юности. Можно предположить, что в изобретателе он отчасти видел самого себя – независимого постановщика, в голове у которого миллион трудноосуществимых проектов, и для каждого нужны спонсоры. По монтажу, декорациям и общей визуальной стилистике «Тесла» напоминает работы Дерека Джармена, британского режиссера-авангардиста, который тоже делал фильмы об исторических личностях с именами в названии («Себастьян», «Караваджо», «Эдуард II», «Витгенштейн») и каждому из главных героев отдавал часть своей биографии и своего авторского «я». 

Тесла

Как и Джармен, Алмерейда экспериментирует с ракурсами, делает коллажи из документальных фотографий и шедевров мировой живописи и вводит элементы любимого видеоарта (периодически Тесла позирует на фоне видеоэкрана в пространстве, похожем на музейный зал). Для современного кинематографа это довольно радикальный способ обращения с материалом. Он требует пристального внимания, предельной концентрации и такого интереса к разным формам визуальности, какого у рядового зрителя просто нет. 

Многих наверняка смутит и трактовка образа Теслы. У Алмерейды он предстает интровертом, целиком погруженным в свои научные замыслы. Приглушенный голос, отсутствие активной мимики, зажатость тела, скованность движений – трудно представить, чего Хоуку стоила эта роль. Его герой, в отличие от прочих персонажей, мысленно находится уже не в настоящем, а в будущем, он видит стремительно приближающийся XX век со всеми его прорывами, но никак не может поделиться своим видением с окружающими. 

Тесла

Именно это ощущение грез наяву пытается передать Алмерейда. Если считать, что открытия Теслы предопределили развитие человеческой цивилизации, то получается, что все мы в каком-то смысле живем в его голове, а он – в нашей, в виде мифа о гении. Фильм искусно играет с этой двойственностью времени и сознания, его действие происходит одновременно и тогда, и сейчас, его герой – и живой человек, и созданная о нем легенда. Публике, привыкшей к традиционным способам экранного повествования, будет сложно «подключиться» к этой картине, она не развлекает – она транслирует. Но тех, кто поймает нужную волну, ждет редкое удовольствие: кино, которое Никола Тесла вполне мог бы снять о себе сам. 

Ксения Реутова

Сегодня в кино